Ануттама даса

Одним из моих вартма-прадаршака-гуру была молодая женщина. Она была всего лишь случайной знакомой, с которой у меня завязался разговор, примерно на час, солнечным днем в Энн-Арборе, штат Мичиган, в 1975 году. Я недавно бросил колледж и работал барменом. Я вставал поздно, но начинал каждый день с чтения Библии и “Будь здесь сейчас”, а затем молился и воспевал. По воскресеньям я посещал местную методистскую церковь или буддистский ретрит, а иногда и храм Харе Кришна. Я никогда больше не встречал ее, эту мудрую молодую женщину, но она посадила семечко в моем сердце, когда смело сказала мне: “Если ты серьезно относишься к духовной жизни, тебе следует поехать в Боулдер, штат Колорадо.”

Так или иначе, этот совет запал мне в душу. Позже, после более чем месяца путешествия автостопом и духовных поисков по Западу Соединенных Штатов, я нашел дорогу в Боулдер, проведя по пути несколько дней в буддийской общине.

Затем я переехал в храм Харе Кришна в Денвере. Там тоже женщины играли жизненно важную роль. Следующие десять лет я жил как брахмачари. Я держался на почтительном расстоянии от “матерей”. Но я знал, что женщины, или “матери”, в общине были так же верны миссии, как и любой мужчина или “прабху”. Они служили на алтаре, готовили еду для Божеств и преданных, ходили на харинамы, управляли департаментами и продавали столько же, точнее даже больше, книг, чем мужчины. Многие из женщин в этой общине, по моим наблюдениям, были добрее по отношению ко мне, чем мужчины.

В 1983 году меня попросили вернуться в Боулдер, чтобы открыть проповеднический центр рядом с университетом Колорадо вместе с моим другом Джитари дасом и двумя старшими ученицами Шрилы Прабхупады, Паликой даси и Рангавати даси. Женщины готовили, распространяли книги, ходили на харинаму, проповедовали, убирали, читали лекции, собирали пожертвования, консультировали местную молодежь и были полноправными партнерами во всех видах служения. Без этих двух женщин ИСККОН Боулдер середины 1980-х годов не существовал бы.

Когда я стал президентом Денверского храма в 1986 году, я стал еще лучше понимать способности и преданность учениц Шрилы Прабхупады и учениц его учеников, его “тайного оружия” в распространении сознания Кришны. В течение семи лет моего президентства женщины были лидерами во всех отношениях. Женщины служили начальниками отделов, входили в храмовый совет, давали лекции в храме, собирали средства, они (по-прежнему) показывали наивысшие результаты в распространении книг и вообще устанавливали высокий стандарт служения в общине. Я научился полагаться на женщин в Денвере не меньше, а в некоторых случаях и больше, чем на мужчин.

В 1986 году прекрасный пол стал еще более важным аспектом моей жизни. Женившись, я быстро понял, насколько ценно партнерство жены, сознающей Кришну. Тридцать четыре года спустя Рукмини деви даси, написавшая две статьи для этой книги, остается моим ближайшим доверенным лицом, и мы вместе помогаем Шриле Прабхупаде в его миссии.

В 1993 году меня попросили переехать в Вашингтон, округ Колумбия, где я стал региональным директором, а затем международным директором по связям с общественностью ИСККОН, а также членом руководящего совета ИСККОН (GBC). Служение в качестве директора по коммуникациям помогло мне еще лучше осознать ту роль, которую женщины играют в ИСККОН. Я узнал, что большинство женщин обладают врожденными способностями к общению и построению отношений, способностями, которые большинство мужчин изо всех сил пытаются имитировать. Как Джи-би-си, я работал “плечом к плечу” с такими лидерами-вайшнави, как Судхарма даси, Малати даси и Радха даси, также представленными в этом издании. Они доказали мне, что женщины часто так же, или даже более, умны и способны к менеджменту, чем мы, представители “сильного” пола.

Мне особенно повезло служить с Джахнави Хаггард, дорогой духовной дочерью, которая выполняла служение первого исполнительного директора организации “Дети Кришны”. Она сыграла очень важную роль в усилиях ИСККОН по общению с молодыми людьми, которые подверглись жестокому обращению. Она искренне заботилась обо всех поколениях семьи ИСККОН. Джахнави по сей день остается для меня источником вдохновения, и ее общения очень не хватает с тех пор, как она покинула этот мир несколько лет назад.

Сегодня в моей зоне Джи-Би-Си пять женщин-президентов храмов. Пять женщин-президентов! Для меня большая честь поддерживать их и служить вместе с ними. Если бы существовало такое соревнование, я бы выбрал этих женщин как одних из лучших президентов во всем мире ИСККОН. Они умны, полны энергии, дальновидны, сострадательны, последовательны, решительны и очень преданны.

За почти пять десятилетий моей службы в ИСККОН я имел честь выполнять служение со множеством исключительных женщин. Я рад видеть, что статьи многих из этих вайшнави представлены в данной книге. Практически каждое служение, которое я выполнял, выигрывало от сотрудничества, поддержки, дружбы и лидерства женщин ИСККОН.

Меры по защите детей, разработка политики против насилия в семье; диалог с анти-сектантскими организациями; установление контактов с учеными, средствами массовой информации и правительствами; поддержка свободы вероисповедания; производство фильмов;  участие во множестве различных комитетов; продвижение соответствующей политики и законов в Джи-би-си, в каждой из этих областей служения, и я и ИСККОН получили неизмеримую пользу от лидеров-вайшнави.

Я уверен, что у большинства мужчин в ИСККОН есть подобные истории, и они также извлекли пользу из вклада вайшнави ИСККОН. Однако по различным причинам, многие из которых обсуждаются в этой книге, заслуги женщин часто были сведены к минимуму, а сами они бывали неправильно поняты, недооценены и отодвинуты на второстепенные роли.

Все это неприемлемо в ИСККОН. Наше движение основано на провозглашении Господом Кришной равенства всех душ. Господь Чайтанья пришел, чтобы сделать доступной любовь к Богу, и пригласил всех людей – “молодых, стариков, женщин и детей” – принять участие. Шрила Прабхупада пошел против предполагаемых норм современной Индии, а также “ведической культуры”, когда он сознательно и целенаправленно наделял полномочиями и вовлекал своих учениц в повторение Гаятри-мантры, служение Божествам, проведение публичных киртанов в Индии и по всему миру, проведение лекций по шастрам, сопровождение его в проповеднических поездках и многое другое.

В книге, которую вы собираетесь прочесть, описаны некоторые из этих многочисленных обязательств и вкладов. Она представляет голоса вайшнави по всему миру, которые были и будут столпами общества ИСККОН. Они –  матери, бабушки, дочери, жены, учителя, проповедники, члены Джи-би-си, гуру, распространители книг, члены правления, президенты храмов, преданные санкиртаны и многое другое, мы все обязаны их вкладу и их преданности. Я молюсь, чтобы эта важная книга позволила нам больше узнать о неоценимом вкладе этих благородных женщин в развитие нашего общества, и чтобы она сделала более легким путь для женщин-преданных в будущем.

Я приношу свои глубочайшие извинения тем женщинам, которые в прошлом пострадали от неуважения и более серьезных вещей. Я делаю это от имени всех ваших братьев (в Боге), сыновей, отцов и других преданных за все, что мы, возможно, сделали, сознательно или неосознанно, все, что могло препятствовать вашему прогрессу и пробуждению вашей естественной любви к Господу.

Ради сегодняшних и будущих женщин-преданных я напоминаю вам реальную историю молодой вайшнави, которая сидела в полной учеников комнате со Шрилой Прабхупадой, когда он сказал им: “Я хочу, чтобы все мои ученики открыли храмы.” Эта 16-летняя девушка, недавно получившая инициацию, спросила: “Даже девушки, Свамиджи?” Прабхупада ответил: “Да, почему нет? Даже девушки”. И я, тоже, говорю: “Да, почему нет, и девушки тоже.” И, возможно, исходя из своего опыта, добавлю: “Особенно девушки.”

16 июля 2020 года
Камика Экадаши

Перевод: Олеся Подцероб
Редактирование: Сати дд

01_Anuttama_preface_rus

Share This

Share this post with your friends!